Кириллова, Оксана Феликсовна Основы вологодского кружевоплетения: методическое пособие. В основу методического пособия Кирилловой О. Выпуск 2.
1.3. Инструменты кружевницы
Искусство кружевоплетения зародилось на севере нашей страны совсем не случайно. Вологодский край — это место пересечения торговых путей с севера на юг и в жизнь местного населения торговля начала приносить веяния иноземной моды. Крестьяне в помещичьих усадьбах начали подражать иностранным образцам одежды, украшая свое белье вышивкой , напоминающей современную вышивку-ришелье. Отсюда и зародилось слово «кружево» — от «окружать» — украшать красивой отделкой края тканевых изделий. Это украшение было распространено изначально у простого народа. Но изделия оказались настолько самобытны, что определили судьбу развития промысла, сделав его одним из главных промыслов Вологодчины.
Первое упоминание о кружевах в России содержится в Ипатиевской летописи : летописец сообщает о событии, произошедшим в году, когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким ? Узоры из серебра и золота на придворных парадных костюмах русской знати изумили британского посла Чарльза Хэнбери-Уильямса — , посетившего Россию в году. Он был знаком со многими царскими дворами, но такой ослепительной роскоши и изобилия золотого и серебряного кружева не видел нигде.
Главный инструмент кружевницы — коклюшки. Многообразие размеров и форм коклюшек рис. Для каждого региона характерны своеобразные формы и размеры коклюшек, сложившиеся в течение многих десятилетий.